Кризис сказался на доходах крупнейших медиакомпаний: по итогам 2008 года их показатели оказались ниже запланированных. В этом году ожидается рост интернет-индустрии и исчезновение с рынка как минимум трех из десяти крупнейших медиакомпаний . Кризис сказался на доходах крупнейших медиакомпаний: по итогам 2008 года их показатели оказались ниже запланированных. В нынешнем году эксперты прогнозируют рост интернет-индустрии и исчезновение с рынка как минимум трех из десяти крупнейших медиакомпаний.«Кризис серьезно ударил по СМИ. В ближайшее время как минимум три из десяти крупнейших российских медиакомпаний могут исчезнуть, — заявил на форуме «Россия-2009» гендиректор издательского дома «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев. — Но в отличие от печатных СМИ, интернет-индустрия должна выйти из кризиса окрепшей, так как доля рекламных бюджетов, выделяемых на онлайн-рекламу, только растет». По его оценкам, выручка ИД «Коммерсантъ» в 2009 году может снизиться на 38% — до порядка 80 млн долларов. По итогам 2008 года выручка издательского холдинга составила 129 млн долларов против запланированных 136 млн, а показатель EBITDA — 18,5 млн долларов (вместо 24 млн).Снижение темпов роста выручки наблюдается и на интернет-рынке. Компании «Яндекс» не удалось по итогам 2008 года удвоить размер выручки, как это происходило в предыдущие годы. Так, по словам гендиректора «Яндекса» Аркадия Воложа, в 2005 году рост доходов компании составил 161%, в 2006 — 102,24%, в 2007 — 130%. Однако по итогам прошлого года выручка компании увеличилась на 80% — до 300 млн долларов.Тем не менее, российская интернет-индустрия в хорошей форме: рынок интернет-услуг в России — четвертый в Европе по числу пользователей, отмечает глава Rambler Media Group (RMG) Марк Опзумер. По его словам, регулярно выходит в Интернет 30% взрослого населения России (в более развитых странах 50-60%). «За последние годы доходы от рекламы быстро росли. Несмотря на возможное временное замедление из-за экономического кризиса, рост продолжится в среднесрочной перспективе», — считает он.По данным исследований компании comScore, на конец 2008 года в России насчитывалось порядка 29 миллионов интернет-пользователей, а в мире — около 1 миллиарда человек.Однако развитие российского Интернета в нынешнем году может замедлиться. Главная угроза, по мнению президента компании «Одноклассники» Никиты Шермана, — замедление развития инфраструктуры в регионах: «Это может ограничить и дальнейший рост проникновения интернет-услуг».С другой стороны, кризис может оказать положительное влияние на интернет-рынок. «Кризис даст возможность сделать российский рынок интернет-рекламы более прозрачным и привлекательным для крупных рекламодателей, — говорит председатель правления рекламного агентства IMHO VI Арсен Ревазов. — Рекламодатели стали более взыскательными. Когда речь идет об интернет-рекламе, они ищут более качественные сайты и контент, а это на руку интернет-компаниям, которые делают акцент на качество услуг, а не на рост трафика и количество посетителей». По его мнению, сегмент контекстной рекламы будет развиваться быстрее баннерной. В рублевом выражении темпы роста в 2009 году могут составить 15-20%.Ранее эксперты неоднократно отмечали, что основными драйверами роста российского медиарынка в 2009 году станут телевидение и Интернет. По оптимистичным прогнозам агентства ZenithOptimedia, объем рекламы этих сегментов по итогам 2009 года составит 157,8 млрд рублей и 10,8 млрд соответственно. При пессимистичном сценарии — 128,1 млрд рублей и 7,56 млрд. По всем остальным направлениям (размещение рекламы на ТВ
, в прессе, наружной рекламе, радио) будет наблюдаться наибольший спад.«Если рассматривать медиахолдинги в целом, то их основная проблема — множество проектов, запущенных на пике экономического роста. Они создавались на заемные средства, которые сейчас приходится возвращать, а новые кредиты на развитие и рефинансирование привлечь очень сложно. Как результат, многие проекты будут сворачиваться или замораживаться до лучших времен», — говорит аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков. По его прогнозам, наиболее пострадавшим окажется глянец второго эшелона, реклама в котором сократилась на 50-70%.В то же время на медиарынке наметилась явная тенденция по перераспределению рекламных бюджетов в пользу интернет-площадок. 54% компаний, опрошенных в ходе исследования PR Technologies по заказу рекламного агентства IMHO VI, планируют увеличить рекламные бюджеты на проекты в Сети и только 4% говорят об их сокращении.По предварительным оценкам УК «Финам Менеджмент», за 2008 год рынок интернет-рекламы вырос до 17 млрд рублей. «Наш базовый прогноз на 2009 год предполагает его рост на 25-30%, — говорит Сергей Фильченков. В любом случае, интернет-реклама, особенно контекстная, пострадает меньше других за счет относительно низкой стоимости, наличия механизмов оценки эффективности и возможности выйти на целевую аудиторию».По мнению аналитика ИК «Тройка Диалог» Анны Лепетухиной, именно размещение рекламы на телевидении и в Интернете будут способствовать восстановлению российского медиарынка во второй половине текущего года: «На сегодняшний день мы прогнозируем рост медиарынка в рублевом выражении по итогам 2009 года. Первое полугодие для этого рынка будет не слишком удачным, однако затем начнется восстановление». По ее оценкам, в 2008 году медаирынок вырос на 20% и составил 275 млрд рублей. А по оценкам Сергея Фильченкова, этот показатель составил примерно 300 млрд рублей, но в этом году он может сократиться на 10-15%.